Человек за свою жизнь много раз сталкивается с оценками его работы и личности. Чаще всего, его оценивают при приеме на новое место работы, перевода на другую должность и в других случаях.
Для того чтобы правильно составить характеристику с места работы, узнаем ее структуру, принципы составления и рассмотрим пример.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:
Для чего и куда нужна?
Современное общество диктует свои правила и для того чтобы устроиться на успешную работу уже недостаточно иметь высшее образование, как это было много лет назад.
Сегодня в борьбе за вакантное и высокооплачиваемое место люди вступают с намерением преподнести себя, в том числе, предоставив и характеристику с предыдущего места работы. Для тех, кому будет предоставлена характеристика, важны следующие факторы, отраженные в ней:
- способности и индивидуальные качества работника;
- заслуги перед организацией;
- качества, присущие сотруднику;
- чего можно ожидать от его деятельности в дальнейшем.
Итак, характеристикой с места работы называют документ, в котором изложена информация о профессиональных навыках сотрудника, его достижениях и личных качествах.
к содержанию ↑Кто должен писать и в каких ситуациях?
Конечно, всем работодателям становится понятно, что одними устными фразами со стороны кандидата не обойтись. Это объясняется тем, что каждый человек по своей природе любит приукрашивать и преувеличивать свои достижения на службе и в жизни.
Поэтому для более достоверной информации во внимание принимается характеристика, выданная на прошлой работе. Официальным документом становится изложение предыдущего работодателя о сотруднике в письменной форме, которая и называется характеристикой с места работы.
Такое описание деятельности работника может быть создано как для внутреннего, так и для внешнего пользования. Для внутреннего пользования характерно прикрепление общей характеристики в личное дело сотрудника, а для внешней задействование этой информации для других организаций по их запросу или по желанию сотрудника.
Часто, сотрудник запрашивает подобную информацию после завершения процесса увольнения со старой работы. В таком случае, со стороны работодателя может быть предоставлена искаженная информация о личных качествах и навыках работника.
Это связано с конфликтом или другой причиной, по которой сотруднику пришлось поменять место для заработка денег.
Помимо нового работодателя, характеристика с места работы может понадобиться государственным органам, по различным причинам и в этом случае ее содержание будет иметь большое значение для гражданина.
Характеристика на сотрудника может быть предоставлена в следующие учреждения:
- К потенциальному работодателю, который желает ознакомиться с кандидатом.
- Суд или правоохранительные органы могут сделать запрос на предоставление сведений о подозреваемом или обвиняемом лице.
- Иногда, некоторые трудовые и семейные споры, тоже требуют предоставление сведений о личности сотрудника.
- Банковская организация также может запросить наличие характеристики на человека, подающего заявку на предоставление кредита.
- Военкомат.
- Консульство запрашивает такую справку для того чтобы открыть визу гражданину.
- Наркологический диспансер тоже часто интересуется подобными справками.
Исходя из информации, которую предоставляет работодатель о сотруднике, характеристика может быть отрицательной или положительной.
Прежде всего необходимо знать что характеристика должна быть подписана только руководителем или его заместителем на работе. Составлена же она может быть менеджером, занимающимся персоналом, или иным работником в организации, имеющим доступ к сведениям и достижениям сотрудника.
к содержанию ↑Правила оформления
Стандартная нейтральная характеристика должна быть составлена на официальном бланке с места работы. Если полагается передать данные в государственные органы, тогда в характеристике должно быть указано, куда и кому оно направляется.
В случае если работник самостоятельно запрашивает составление характеристики, тогда в ней прописывают строку, что документ годен по месту требования.
В тексте должны обязательно присутствовать следующие моменты:
- сведения, касающиеся работника;
- профессиональные навыки и его личные достижения;
- личные качества, которыми обладает сотрудник;
- иные сведения, касающиеся особенностей именно этого сотрудника.
Законом не предусмотрен определенный бланк для предоставления сведений о сотруднике.
Обычно используется тот бланк и шаблон заполнения, который используется в этой организации уже много лет и успешно принимается сторонними организациями.
Образец общей формы характеристики можете скачать по этой ссылке.
В обязательном порядке в характеристике должны присутствовать персональные данные, если сотрудник позволяет их выдавать в письменном виде. Помимо этого, важный момент – это количество и наименование учебных заведений, которые успел завершить сотрудник. То есть это среднее образование и наличие института или техникума.
Про передачу и хранение персональных данных в организации читайте в нашей статье.
Четкой схемы или шаблона, по которому составлялись бы такие документы, не существует. Однако составителю необходимо быть ориентированным на тот орган или организацию, для которой предоставляются сведения о сотруднике.
На определенные моменты в профессиональных навыках или личных качествах нужно акцентировать внимание и делать упор на достижения, а также личные качества.
Одно из главных правил в составлении характеристики заключается в наличии только достоверных сведений, точно отражающих информацию о сотруднике.
Обращают внимание на правильное и грамотное составление:
- Стиль написания, который не должен отличаться изобилием эмоциональных слов и других характеристик, подчеркивающих предвзятое отношение к сотруднику.
- В тексте необходимо отказаться от выражений ненормативной лексики, ругательных и устаревших слов, а так же просторечных выражений, не несущих информационного характера в подобного рода документе.
- Тест должен быть лаконичным и кратким. То есть, необходимо отказаться от затянутых предложений и избыточных определений.
- Желательно пользоваться личными местоимениями, они придадут тесту насыщенность, и у читающего сформируется правильное мнение о предполагаемом сотруднике.
Существует ряд правил, которых нужно придерживаться при составлении документа:
- характеристика составляется от руки или печатном виде;
- основной акцент нужно делать исходя из запроса того учреждения, куда будет направляться документ;
- в случае необходимости, документ не только подписывается руководителем организации, но и заверяется печатью компании;
- важно помнить, что персональные данные в документе указываются только с согласия сотрудника организации, на которого составляется характеристика.
Итак, по вышеизложенным принципам написания, можно сделать выводы, что характеристика с места работы хоть и составляется в произвольной форме, но все же является официальным документом, который необходимо составлять грамотно и без ошибок в речевых оборотах.
к содержанию ↑Образцы характеристик
В зависимости от места, куда будет направлена составленная характеристика, будет наполняться содержание документа для отправления.
Для суда и полиции
Подобного рода документ составляют по следующей структуре:
- Простановка даты написания и места составления;
- Обязательно нужно внести название «Характеристика с места работы».
- Инициалы сотрудника, дата его рождения и место работы.
- Должность и стаж на последнем месте работы.
- Семейное положение и дети, если они есть.
- Характеристика личности.
- Факты административных нарушений, если они были. Либо наоборот, акцентирование положительных моментов из деятельности работника.
(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)
к содержанию ↑Для повышения должности
В такого рода характеристике важными моментами является профессиональная ориентированность сотрудника и его стремление к достижениям новых целей в карьере. Для того чтобы оформить такую характеристику, потребуется придерживаться следующего плана:
- дата и место составления;
- инициалы работника, для которого готовится повышение по службе;
- опыт трудовой деятельности;
- характеристика его как дисциплинированного и ответственного сотрудника;
- личные качества и навыки;
- подпись и печать.
С предыдущего места работы
Прошлое место работы, в подобном документе, сообщает в другую организацию сведения о профессиональных навыках и достижениях сотрудника, уволившегося из этой организации.
В предыдущем месте работы характеристика делается по следующей схеме:
- главные сведения, в которые входят инициалы, дата рождения, наличие прохождения воинской службы и профессиональные достижения;
- карьерные сведения: включают в себя дату начала работы и увольнения сотрудника, а так же его профессиональные достижения и особые отличия от других работников, которые можно поставить в пример или наоборот указать как негативные;
- характеристика по личным качествам лица, на которого составляют документ, в конкретном случае, именно он играет важную роль при принятии на новое место работы.
Необходимо отметить степень ответственности и коммуникативные свойства, присущие сотруднику. Это будет важным фактором для сторонней организации при приеме на работу.
Для администратора
При написании характеристики администратора важно отметить наличие хорошей коммуникативной способности сотрудника, а так же правильную дикцию и отсутствие речевых ошибок при общении с людьми.
Составление характеристики производят по схеме:
- Указание даты и места проведения характеристики.
- Инициалы лица, на которое составляется документ, а также его даты рождения и количества учебных заведений.
- Основная часть, где составляет профессиональный рост и данные сотрудника в области администрации в организации.
- Личные качества и умение общаться с людьми, в том числе незнакомыми.
Если у сотрудника есть успехи, то желательно их указать, а также личные качества характера гражданина.
(Картинка кликабельна, нажмите для увеличения)
к содержанию ↑Для аттестации социального работника
При аттестации социального работника, во внимание принимают личные качества: умение общаться с другими людьми и налаживать контакт. Помимо этого, учитывают знания законодательства и других правовых документов.
Схема составления следующая:
- дата и время составления документа;
- фамилия, имя и отчества аттестуемого;
- профессиональные навыки в области социологии;
- личные качества.
Отрицательная характеристика
Иногда работодатель предпочитает написать отрицательную характеристику, которая негативным образом отразится не только на принятии на новую работу, но и в тех случаях, если ее запрашивают в суд или в правоохранительные органы.
Сначала заполняют шапку документа с датой и названием организации, от имени которой было составлена характеристика. Следующий этап строится на написании «тела документа» то есть общих сведений о работнике, который проявил себя с негативной стороны.
Например, Иванов Иван Петрович показал себя, как работник, не принимавший участия в составлении новых разработок, и работавший «спустя рукава». В коллективе о нем сохранились только негативные отзывы и характеристики. В конце ставят подпись и печать организации.
Как правильно составить характеристику на разные случаи жизни расскажет нам адвокат в ролике: