Рано или поздно большинству юридических лиц приходится ликвидировать свои фирмы. Вне зависимости от того, сколько компания работала, это трудоёмкий и сложный процесс. Чтобы сделать всё грамотно, нужно хорошо знать Гражданский и Налоговый кодекс.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:
Законодательное регулирование
Процесс ликвидации предприятия регулируется положениями Гражданского кодекса:
- В статье 61 даётся общий обзор того, чем является ликвидация;
- В 62 статье приводятся обязанности ликвидационной комиссии;
- 63 статья описывает порядок, в котором должна проходить ликвидация;
- В 64 статье даются гарантии кредиторам предприятия;
- Статья 81 ТК РФ отражает возможность увольнения сотрудников по ликвидации.
Что это такое?
Ликвидация организации – это полное прекращение работы юридического лица, при котором другие лица не выступают его правопреемниками.
Запись об этом событии вносится в ЕГРЮЛ. При этом бывшие собственники компании освобождаются от ответственности перед своими кредиторами, а также государственными органами. Она может происходить добровольно по решению собственников.
Причиной добровольной ликвидации чаще всего является убыточность компании, а также неспособность платить по счетам. Бывает, что компанию необходимо закрыть, потому что учредительные документы были оформлены с ошибками. Или совокупность нарушений в отчётности такова, что после уплаты штрафов компания останется без денег.
Если предприятие не может платить по счетам, а его собственники не хотят самостоятельно подавать заявку, оно ликвидируется принудительно в рамках процедуры банкротства.
Банкротство – единственный законный способ для собственников компании избежать уголовной ответственности, когда у них вообще нет возможностей платить кредиторам.
Поводами для принудительной ликвидации являются:
- Невыплата зарплат сотрудникам;
- Сумма основного долга, исключая пени и штрафы, составляет не менее 300 тысяч рублей;
- В течение трёх месяцев кредиторы не получали положенные выплаты.
Как правильно ликвидировать предприятие по закону?
Начинается всё с формирования ликвидационной комиссии. Это орган, который принимает решение о ликвидации и подаёт уведомления в Налоговую и ЕГРЮЛ, а также в ПФ РФ и фонд социального страхования.
Решение о ликвидации фирмы должно быть подписано всеми учредителями. Направить извещение в государственные органы нужно в течение 3 рабочих дней после принятия решения.
После того, как сформирована ликвидационная комиссия, все полномочия в рамках этого процесса переходят к её составу. С момента формирования она является официальным представителем учреждения в судебных процессах.
Руководитель комиссии назначается уполномоченным органом компании. Чаще всего это её последний генеральный директор. В состав комиссии могут входить собственники компании, её учредители, а также простые сотрудники.
Ликвидационная комиссия обязана:
- Разместить объявление о ликвидации в официальный печатный журнал “Вестник государственной регистрации”, чтобы с ним ознакомились кредиторы;
- Уведомить сотрудников о будущем сокращении;
- Дополнительно уведомить кредиторов о том, что будет произведена ликвидация;
- Принять заявки кредиторов на погашение обязательств;
- Провести полную инвентаризацию имущества фирмы;
- Составить промежуточный ликвидационный баланс, где необходимо отразить активы и пассивы компании, а также текущую общую задолженность;
- Принять решение о способе погашения задолженностей компании;
- Распорядиться имуществом компании так, чтобы хватило на оплату долгов;
- Составить итоговый баланс предприятия;
- Разделить оставшееся имущество между собственниками
- Выпустить приказ об увольнении сотрудников, выплатить им пособия;
- Передать на хранение в архив все документы;
- Направить в Налоговую заявление на регистрацию ликвидации фирмы.
Разместить объявление в “Вестнике государственной регистрации” можно сразу же после принятия решения о ликвидации. Можно сделать это одновременно с направлением извещений в государственные органы.
Объявление обязательно должно содержать:
- ИНН фирмы;
- ОГРН;
- Полное наименование в соответствии с уставом;
- КПП;
- Сведения о том, кто и когда принял решение;
- Полный юридический адрес;
- Информация о том, в какой срок кредиторы могут подавать свои заявки на погашение задолженностей.
Чтобы разместить заявку в СМИ, понадобятся следующие бумаги:
- Заявка в двух экземплярах, подтверждённая официальной печатью юридического лица;
- Копию решения о ликвидации;
- Сопроводительное письмо с подписью председателя и печатью предприятия;
- Платёжный документ.
Уведомление сотрудников о ликвидации предприятия должно произойти за 2 месяца до того, как она произойдёт. Вместе с ними нужно уведомить также службу занятости по региону.
Пока проводится ликвидация, комиссия должна подготовиться к налоговой проверке.
Налоговики проверят бухгалтерскую отчётность на предмет нарушений. В следствие этого будут начислены штрафы и пени. Они будут отражены в промежуточном ликвидационном балансе.
Ликвидационный баланс составляется комиссией дважды:
- В первый раз составляется промежуточный баланс. Его нужно составить после того, как все кредиторы направят свои требования руководству. В ПЛБ отражаются их требования, а также текущие пассивы и активы.
- После того, как требования кредиторов и государственных органов будут удовлетворены, составляется итоговый баланс. В нём перечисляется имущество компании, которое осталось после уплаты задолженностей.
Если имущества компании не хватило, чтобы погасить все задолженности, они могут быть погашены за счёт ответственных лиц. Это возможно, если Гражданским кодексом предусмотрено такое погашение. В таком случае кредиторы имеют право направить иск в суд с требованием к собственникам фирмы оплатить оставшиеся счета.
Образец письма о ликвидации кредиторам:
Оставшееся в итоге имущество будет распределено между участниками, которые имеют вещные права на него. Если между ними возникнет спор по поводу распределяемого имущества, его следует продать с торгов, а вещи распределить поровну между сторонами.
На заключительном этапе комиссия закрывает все счета, которыми обладала фирма. Её печать официально аннулируется. Кончается ликвидация тогда, когда в ЕГРЮЛ направляется заявление с требованием её регистрации.
Вместе с заявлением в регистрирующий орган подаются:
- Чек об оплате государственной пошлины;
- Бумаги, подтверждающие полное удовлетворение требований кредиторов;
- Свидетельство Налоговой об успешном прохождении выездной проверки;
- Итоговый ликвидационный баланс, заверенный подписями членов комиссии и печатью.
После проведения ликвидации юридическое лицо официально прекращает своё существование. Больше никто не сможет направить к нему свои требования.
к содержанию ↑Уведомление и увольнение сотрудников
Уведомить сотрудников нужно за 2 месяца до того, как фирмы не станет. Если существует профсоюз, необходимо послать извещение и ему. В случае с сезонными работниками уведомление посылается за неделю. Тех, с кем заключён срочный трудовой договор, можно уведомить за 3 дня.
Образец уведомления сотрудников:
Уведомление должно быть подписано сотрудником. Если он отказывается его подписывать, составляется специальный акт. Однако это не отменяет того, что трудовой договор будет расторгнут вместе с ликвидацией предприятия.
Трудовой договор будет расторгнут со всеми сотрудниками. Вне зависимости от того, входят ли они в льготные категории. Беременные и декретницы также подлежат увольнению с выплатой компенсаций.
В день ликвидации издаётся приказ об увольнении сотрудников. Каждый из них должен ознакомиться с документом и поставить свою подпись. После этого отдел кадров делает каждому попавшему под сокращение запись в трудовой книжке. В записи нужно сослаться на номер приказа, а также причину увольнения.
Образец записи в трудовой:
Сразу после увольнения сотрудников нужно направить информацию об этом в военкоматы и Федеральную службу судебных приставов. В военкоматы отправляют сведения о сотрудниках, которые подлежат соответствующему учёту. в ФССП направляют сведения о сотрудниках, в отношении которых ведётся исполнительное дело.
к содержанию ↑Выплаты и компенсации
Что положено работнику при ликвидации предприятия:
- Заработную плату за отработанные до ликвидации дни;
- Выходное пособие в размере среднемесячного заработка;
- До момента трудоустройства каждый имеет право на получение среднемесячной зарплаты ещё 2 месяца;
- Компенсацию за отпуск.
к содержанию ↑Подробнее о выходном пособии при ликвидации можно почитать здесь.
Сдача документов в архив
В процессе работы фирмы она накапливает документы, которые подлежат сдаче в архив после ликвидации. Уничтожать их запрещено. Их хранение обусловлено тем, что людям, которые имели дело с фирмой, могут понадобиться отдельные бумаги.
Сдачей документов в архив занимается особо уполномоченный член ликвидационной комиссии. Он определяет, в какой именно архив на хранение будут отданы документы. Это может быть как муниципальное, так и частное хранилище. С архивом заключается договором, в котором прописываются условия и сроки хранения документов.
Перед тем как сдать бумаги на хранение, их надо сгруппировать. Группировка производится по принципу длительности хранения. Не все документы хранятся бессрочно. Документы по личному составу должны храниться от 45 до 75 лет. Отчётность бухгалтерии должна храниться до 5 лет. Информация по уплате налогов и сборов хранится 6 лет.
к содержанию ↑Фирмы с долгами и нулевым балансом
Если у фирмы есть долги, которые она в состоянии оплатить, ликвидация производится добровольно. У кредиторов есть 2 месяца, в течение которых они могут подать заявку на погашение фирмой задолженности. Ликвидационная комиссия сама решит, за счёт чего их погашать.
Если же компании нечем платить по счетам, запускается процедура банкротства.
Процедура ликвидации фирмы с нулевым балансом мало чем отличается от стандартной. Разве что не придётся посылать извещения кредиторам.
к содержанию ↑Ликвидация филиалов и отделов
Структурные подразделения и отделы не считаются самостоятельными субъектами права. Поэтому в их отношении действует другой порядок ликвидации. Чтобы ликвидировать отдел или подразделение, не нужно создавать ликвидационную комиссию. Достаточно просто принять решение на уровне руководства компании.
Для ликвидации подразделения нужно выпустить соответствующий приказ. Если оно упоминается в уставе, нужно принять соответствующие поправки, исключив упоминания из документа. После выпуска приказа в течение трёх рабочих дней направляется уведомление в орган регистрации.
Сотрудникам, которые подпадают под сокращение в связи с ликвидацией внутренних структур предприятия, обязательно нужно предложить другие рабочие места. Они должны по уровню заработной платы соответствовать их прошлой должности.
Однако если структурное подразделение имело адрес, обособленный от адреса главного офиса, увольнение проводится как при полной ликвидации юридического лица.
к содержанию ↑Приказ
Решение о ликвидации – документ, который выпускается учредителями, либо уполномоченным органом фирмы.
Он содержит в себе:
- Место и дату принятия решения;
- Сведения об участниках собрания;
- Данные о членах ликвидационной комиссии;
- Подписи тех, кто принял решение;
- ИНН и ОГРН предприятия.
Выглядеть приказ может так:
к содержанию ↑Сколько стоит?
Если не обращаться за этой услугой в специальные юридические центры, которые берут в среднем от 10 тысяч рублей без учёта дополнительных расходов, то всё обойдётся примерно в 30 тысяч рублей. Сюда следует включить расходы на архивное хранение документов (20 тысяч рублей), государственные пошлины и канцелярию.
Таким образом, ликвидация предприятия – это сложный процесс. Нужно не только расплатиться по долгам и пройти налоговую проверку, но и выплатить компенсации бывшим сотрудникам. Члены ликвидационной комиссии обязательно должны быть достаточно квалифицированы для этой работы.
Посмотрите видео о ликвидации предприятий: